Световая кисть

Эта статья на других языках: Still life light painting (english version)

Техника очень простая, но требует много времени на работу в графическом редакторе (больше всего времени уходит на ручное рисование масок для нескольких десятков слоев). Это один натюрморт, снятый несколько десятков раз с разным освещением (фонарик освещает его с разных сторон и расстояний в темной комнате), а затем в редакторе собирается этакая "химера", состоящая из отдельных частей с разных кадров, где эти области сцены были освещены наиболее интересно и эффектно. Получается довольно красивая картинка, хотя и с абсолютно невозможным освещением, если внимательно приглядеться:

Gifts of September, фото в технике световой кисти

Все, что нужно из техники - любой фонарик (использую дешевый Era с тремя светодиодами), фотоаппарат и штатив (его можно заменить на стопку книг или что-то подобное).



В темной комнате ставлю камеру на штатив перед натюрмортом и выставляю такие параметры: съемка серии, режим ручных настроек (M), диафрагму желательно поуже (для большей глубины резкости), минимальное ISO. Время экспозиции подбираю двумя-тремя тестовыми кадрами, выключив свет и включив фонарик: обычно это 4-10 секунд на кадр. Выбираю время так, чтобы не получить засветки ярких предметов в кадре (предпочитаю работать с недоэкспонированными кадрами, хотя это и означает повышенный уровень шума). Чтобы фонарик давал более равномерное пятно света без резких бликов, он светит через белый полиэтиленовый пакет, сложенный в 2 слоя. Для более узкого пучка света можно на фонарик придумать какую-нибудь насадку, например - трубку или усеченный конус, свернутый из пакета от молока, серебристой стороной внутрь.

Когда все настройки выставлены, выключаю свет и запускаю съемку серии кадров (иногда снимаю до 80 и больше). Мой фотоаппарат Canon Powershot A650is с прошивкой CHDK записывает RAW на карточку довольно долго: 5-6 секунд, но в данном случае это даже удобно. Когда слышу щелчок затвора, у меня есть время, чтобы передвинуть фонарь в новое положение. Если вы используете CHDK, а ваша камера записывает RAW слишком быстро, можно установить с фотоаппарат любой скрипт-интервалометр (например, вот этот скрипт очень хорош и удобен: Ultra Intervalometer), и в нем выставить задержку между снимками серии в несколько секунд. Собственно, этот скрипт я и использую, только с нулевой задержкой между снимками: так он работает как бесконечная серийная съемка, до заполнения карты памяти или остановки вручную нажатием кнопки затвора.

Освещаю сцену с самых разных направлений и расстояний, сначала держа фонарь неподвижно все время экспозиции (получая свет из одной точки), а в конце съемки - с перемещением, надеясь получить какие-нибудь интересные световые эффекты.

Когда все снято, загружаю серию кадров в компьютер и рассортировываю. Отснятая серия выглядит примерно так:

Световая кисть

Получилась длинная серия одинаковых кадров, отличающихся только освещением. Сначала разбиваю все кадры на две условные группы: более темные и более светлые (работать в фотошопе начну с темных). Внутри каждой группы сортирую их по типу освещения: спереди, сзади, слева, справа, сверху и "все остальное". Такая сортировка помогает сразу исключить практически одинаковые кадры, и вообще упрощает работу. Затем выбираю один кадр, который будет основой. Обычно это темный кадр с красивым светом в центре и максимально темными краями со всех сторон.

Загружаю все снимки в фотошоп как слои, один над другим, по группам: внизу основа, над ней темные группы кадров и над ними светлые. (Точнее, загружаю все сразу в один документ, только если серия исходных кадров небольшая; в противном случае документ получится гигантский и будет очень долго сохраняться и загружаться, поэтому работаю с кадрами по группам: после обработки одной группы сливаю ее в один слой и кладу его в низ стопки слоев следующей группы). Работать начинаю с темными группами кадров, а затем перехожу к более светлым.

Затем начинается самый долгий и самый интересный этап.



Оставляю основу видимой, а всем остальным слоям назначаю черные маски, так что все они становятся невидимыми. Дальше, начиная с самого нижнего слоя, лежащего над основой, и постепенно продвигаясь вверх по слоям, делаю каждый слой видимым (щелчком с зажатым shift по маске) и снова невидимым несколько раз, и смотрю, есть ли в этом кадре какие-то области, освещение которых мне нравится больше, чем на картинке снизу?

На примере грибов, в одном из исходных кадров мне нравится синий отсвет на шляпке белого гриба, в другом кадре - свет на его губке, или тени от грибов на переднем плане, или свет на кленовых листьях заднего плана, и т.п. Понравившиеся области я добавляю в общую микстуру, прорисовывая их по черной маске слоя белой кисточкой подходящего размера с мягкими краями. Это выглядит очень интересно, прямо-таки магическое рисование светом по картинке с возникновением самых удивительных световых эффектов. При необходимости меняю форму освещенной области, стирая на маске какие-то части черной кистью и вновь добавляя белой, иногда меняя размер кисти. Иногда меняю режим наложения слоя с normal на lighten, если требуется добавить только света без теней.

Так прохожу все слои, иногда возвращаясь назад и корректируя что-то на масках белой или черной кистью. Вот это рассматривание разных вариантов освещения, выбор, откуда что взять, и прорисовка масок и занимает почти все время, но это как раз самая интересная часть работы.

После нескольких сделанных натюрмортов я понял, что нужно ко всему прочему еще и чувство меры, иначе очень легко превратить картинку в разноцветную елочную гирлянду. Теперь руководствуюсь принципом: если каждое сделанное изменение не улучшает картинку так, что это сразу заметно, значит оно ее ухудшает, и его лучше сразу же отменить.

Теперь картинка почти готова. Сливаю все слои в один и делаю обычную постобработку: усиление резкости, шумоподавление, слой HiRaLoAm для повышения локального контраста (копия картинки в ч/б, обработанная фильтром highpass с радиусом 100, наложенная в режиме soft light с небольшой opacity), цветокоррекция, если нужно, и кривая глобального контраста. Иногда делаю вариант псевдо-HDR в программе Photomatix и добавляю его на готовый кадр маской в тех областях, где он выглядит лучше оригинала (например, более рельефные текстуры благодаря усилению микроконтраста).

Bluebells, фото в технике световой кисти - Алексей Клятов


Печать моих фото в технике световой кисти в самых разных вариантах можно заказать здесь: на персональном сайте (и его зеркалах на Pixels.com и FineArtAmerica.com), работающем на базе сервиса печати по требованию FineArtAmerica / Pixels и в российском сервисе печати ArtWall.ru.

Если вы заинтересованы в коммерческом использовании моих фото, пожалуйста напишите мне на chaoticmind75@gmail.com. Также, лицензии на коммерческое использование моих фотографий доступны здесь: Shutterstock.com.

Если хотите, вы можете подписаться на мой блог по Email. Я постоянно работаю над фотографиями снежинок, HDR-фотографиями и в технике световой кисти, и вы увидите новые фото или обои на рабочий стол в день публикации:


Почтовая рассылка осуществляется сервисом Google Feedburner, и вы можете от нее отписаться в любой момент.

Alone in the dark, портрет в технике световой кисти - Алексей Клятов

Light of bluebells, фото в технике световой кисти - Алексей Клятов

Fractal supper, фото в технике световой кисти - Алексей Клятов

Black mirror, фото в технике световой кисти - Алексей Клятов

Light inside, фото в технике световой кисти - Алексей Клятов

Lily, фото в технике световой кисти - Алексей Клятов

Wild flowers, фото в технике световой кисти - Алексей Клятов

Автор: Алексей Клятов (E-Mail, Facebook, YouTube, Instagram, Telegram)